Лекции учебного курса по социологии, который читается в одном из
вузов. Поскольку тексты лекций записываются в ходе чтения курса, то лекции выкладываются по мере
завершения работы над их текстами. Для правильного отображения текста в авторском форматировании
необходимо установить на компьютер шрифты “Академия” и “Ижица”.
Постановочные материалы учебного курса: тематика и основное содержание лекций
Введение
Лекции 1 и 2. Обзор тематики курса
- Последствия социологического невежества в жизни личности и в жизни общества
- Предметная область социологии и её отрасли
- Метрологическая состоятельность науки и метрологическая несостоятельность псевдонаучных теорий
- Субъективизм исследователя в социологии как источник знаний и как источник ошибок
- Свобода исследований в социологии и ограничения на распространение информации социологического характера
- Прикладной характер социологии и две взаимоисключающие задачи, которые она может решать
- Взаимосвязи: психология личности и общество, религиозность и атеизм в жизни общества, теория и практика познания, принцип «практика — критерий истины», достаточно общая теория управления, декларации и практика самоуправления общества и организация управления коллективами
Лекция 3. Миропонимание, мировоззрение: типы
- Что позволяет увидеть «глокая куздра» академика Л.В.Щербы
- Типы мировоззрения и миропонимания
- Функциональное назначение мировоззрения и миропонимания в психике индивида и вопрос об эффективности различных типов мировоззрения и миропонимания
- Функциональность мировоззрений и миропониманий различных типов
Лекция 4. Предельные обобщения = первичные различия: это — основы миропонимания
- Мировоззренческое разделение общества
- Предельные обобщения = первичные различия
- Я-центризм: вещество, дух, пространство, время
- Неизменность предельных обобщений Я-центризма в истории, его пороки и последствия
- Я-центризм и предпосылки к атеизму и религиозности
- Пример эзотерической альтернативы Я-центризму
- Мировоззрение триединства материи-информации-меры
- Ещё некоторые иллюстрации триединства материи-информации-меры
- Переход от Я-центризма к мировоззрению триединства материи-информации-меры
Лекция 5. Структура личностной и порождение коллективной психики
- Главная задача психологии как общественно полезной прикладной науки
- Претензии к исторически сложившимся традициям психологии
- Двухуровневая модель психики: сознание и бессознательное — режимы взаимодействия
- Нравственность
- Эмоции и эмоционально-смысловой строй
- Процессно-образное и дискретно-логическое мышление
- Типы строя психики
- Порождение индивидами коллективной психики (эгрегоров) и взаимодействие личности и эгрегоров
Лекции 6 и 7. Теория и практика познания как основа творчества
- Исходный вопрос психологии как науки
- Различение как способность
- Преемственные этапы обработки первичной информации в психике индивида
- Различные схемы обработки информации в процессе взаимодействия индивида с жизненными обстоятельствами
- Вопрос о методологии познания и творчества и принцип «практика — критерий истины»
- Личностная культура диалектического познания
- Гипотеза о бытии Бога и практика жизни: вера как составляющая мировоззрения и миропонимания, нравственно-этическая обусловленность результатов познавательно-творческой деятельности
- Ещё один аспект проявления принципа «практика — критерий истины»: «по вере вашей да будет вам»
- Наилучший эмоционально-смысловой строй
- Освоение метода диалектического познания и тандемный принцип деятельности
- Свобода процесса диалектического познания от формулировок «законов диалектики»
- Резюме лекций 6 и 7
- Послесловие к лекциям 6 и 7: «Плюрализм мнений» как выражение познавательно-творческой несостоятельности
Скачать архив (rar)
Скачать pdf - 1.38 Мб
Лекции 8 — 10. Достаточно общая теория управления (в кратком изложении)
- Управление как таковое и достаточно общая теория управления
- Задачи теории управления
- Полная функция управления
- Устойчивость в смысле предсказуемости
- Вектора: целей, состояния, ошибки управления, их соотношение
- Качество управления и оптимальность
- Замкнутые системы и схемы управления
- Способы управления: структурный, в суперсистемах — бесструктурный и на основе виртуальных структур
- Балансировочные режимы и манёвры
- Понятие о теориях подобия
- «Информационная безопасность» — устойчивость управления под воздействием целенаправленно создаваемых помех
- Метод динамического программирования: как таковой, его символизм и вхождение в практику управления
Скачать архив (rar)
Скачать pdf - 544 Кб
|