Культурное преображение
 
Sunday, 18.02.2007
 
 
 
 

 
transculture.narod.ru

 Главная > Статьи
 

В результате участия в работе переговорной площадки по теме «Духовно-нравственное, гражданское воспитание и развитие личности» Гражданского форума Липецкой области, посвящённом обсуждению проекта «Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 г.», нашей организацией выработана позиция по заявленной теме переговорной площадки.

Общие положения.

Необходимо повысить воспитательную роль учебных заведений. Учебные заведения должны ориентировать учащихся на созидательную деятельность  на пользу общества.
По нашей оценке, современное российское образование – фактологическое, т.е., по большей части, учащиеся запоминают множество готовых фактов, которые в современной жизни быстро устаревают.
Стратегическое направление развития системы образования  - переход от фактологического образования к методологическому, т.е. учащихся, в первую очередь, необходимо учить навыкам самостоятельного познания действительности и применению знаний в практической деятельности.
.
Предложения областному Департаменту по науке и образованию:

1. Предлагаем ознакомиться с аналитическим сборником по вопросам педагогики «Нам нужна иная школа» (Новосибирск, 2006) и рассмотреть вопросы практического применения изложенной методологии в учебном процессе.

2. В рамках курса ОБЖ и факультативных занятий в средних учебных заведениях уделить повышенное внимание воспитанию у детей стремления к  здоровому образу жизни. Самое главное, дети с младших классов должны понимать методы социального программирования поведения, должны научиться противостоять разрушительным программам, нацеленным на формирование потребностей в алкоголе, табаке и других наркотиков. Предлагаем ввести в образовательный процесс следующие учебные пособия: А.Н.Маюрова и Я.А.Маюрова, книга 1 «В здоровом теле здоровый дух», книга 2 «Табачный туман обмана», книга 3 «Алкоголь – шаг в пропасть», книга 4 «Наркотики, выход из наркотического круга» («Педагогическое общество», М. 2006).

3. В целях повышения методологической подготовки выпускников вузов, предлагаем ввести в программы вузов преподавание достаточно общей теории управления (ДОТУ). ДОТУ обладает терминологическим аппаратом, который, по сути, является «языком общения» специалистов разных областей деятельности. Имеется положительный опыт преподавания ДОТУ в различных вузах страны.

4. Провести референдум (опрос) среди преподавательского состава образовательных учреждений Липецкой области с целью определения их отношения к болонскому процессу. Примерная форма опроса:
Выразите свое отношение (по каждому пункту из приведенных ниже принципов) какой концепции образования Вы отдаёте предпочтение:


Концепция отечественной школы педагогики (проект)

Концепция Болонского процесса

1. Приоритет воспитания.

1. Приоритет обучения по принципу ЗУН (знания, умения, навыки).

2. Ярко выраженная жизненная позиция, этика на нравственной основе.

2. Толерантность, этический нейтралитет.

3. В основе методологии познания – диалектика, которая позволяет создать целостное представление о предмете, понять существо любых общеприродных и социальных процессов.

3. Отсутствие преподавания предметов методологического (философского)  характера при узкоспециальной подготовке

4. Обучение на основе фундаментальных дисциплин (философия, обществоведение, математика, физика, русский язык, литература).

4. Подготовка «узких» специалистов. Антифудаментализм, универсализация тестирования.

5. Формируемое мировоззрение – целостная мозаика из знаний различных отраслей.

5. Формируемое мировоззрение – калейдоскопический набор фактов.

6. Учебная программа ориентирована на формирование целостного мозаичного мировоззрения. Выпускник учебного заведения – активный участник общественной жизни.

6. Создание сферы образовательных услуг, где каждый школьник (студент) сам выбирает – какую услугу он хочет купить. Выпускник учебного заведения – потребитель.

Подробнее о возможных последствиях введения болонского процесса в образовательную систему РФ можно ознакомиться в монографии Попкова В.А. и Жирнова В.Д. «Идеалы педагогики и антипедагогическая идеология: Российские парадоксы Болонского процесса», изд-во МГУ им. Ломоносова.

 

Приложение.
В электронным виде работы «Нам нужна иная школа» и ДОТУ доступны по следующим адресам в Интернете:
http://dotu.ru/2005/05/12/20050512-nam_nuzhna_inaya_shkola
http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004

 

 

 
счётчик  
   ©2006 ЛООО "Культурное преображение"
   
Hosted by uCoz